КИРГИЗИЯ
Замечательная
страна на юго-восточной окраине СНГ,
Киргизия приносит
радость любому путешествующему. И есть
отчего: снежные горы, чистейшие
реки и озера, зеленые долины, вкусные и
дешевые фрукты, хороший автостоп
и гостеприимство местных жителей в
отдаленных кишлаках... В отличие
от многих других стран СНГ, здесь не было ни
гражданской войны, ни
сумасшедшей инфляции; в самых глухих
деревнях есть электрчиество;
а в легковушку, в которой уже едет шесть
человек, вас подсадят седьмым.Из России
в Киргизию можно попасть несколькими
путями, но самый простой
из них - это пересечь
Казахстан по железной дороге или
автостопом
и попасть в столицу страны Бишкек (быв.Фрунзе),
с которого и начать
путешествие по стране.
Посольство Кыргызстана в
Москве: 109017, ул. Б.Ордынка, 64, тел.
237-46-01.
Автодороги.
Важнейшая автомагистраль страны,
дорога М41
Бишкек-Ош (638
км) является узкой, разбитой дорогой с
небольшим количеством асфальта.
Открыта круглый год. Высокие перевалы (пер.Тео-Ашуу,
3586 м; пер.Ала-Бель,
3184 м; и др.) замедляют движение по ней,
особенно зимой, когда бывают
пробки и снежные заносы (до нескольких дней).
Сейчас начался капитальный
ремонт дороги; турецкие, иранские и
киргизские строители мечтают расширить
и заасфальтировать всю дорогу к 2003 году. А
пока на некоторых участках,
где идет ремонт, движение в дневное время
запрещено. Поэтому большинство
дальних машин идет ночью. Грузовик проходит
весь путь Бишкек-Ош
за 1,5-2 дня (до начала капремонта на это
требовались 1 сутки).
В довершение всего, трасса М41 в
южной своей части дважды пересекает
территорию Узбекистана.
Сии узбекские участки небольшие (1 км и 7
км), но таможни там есть по всем правилам.
Придираться на них любят.
Поэтому часть транспорта идет в обход этих
узбекистанчиков, еще немного
удлинняя путь.
Из-за худости дороги автобусное
сообщение существует не повсюду, а
только на низкогорных участках Таш-Кумыр-Ош
и, вероятно, Бишкек-Кара-Балта.
Продолжение М41
Ош-Сары-Таш-Хорог-Душанбе
подробнее
рассмотрена в статье Таджикистан
, а еще лучше - в
разделе
Трассы. Вкратце: локальное движение,
между многочисленными деревнями.
Ехать стоит на всем. Когда-то на многих
участках был асфальт, сейчас
это такая же раздолбанная дорога, как и
северный ее участок. Поток
машин на Хорог есть, но весьма нерегулярен.
Существует автобус, уходящий
в 7.00 из Оша на Сары-Таш-Дорот-Коргон. За
Гульчей - погранзона;
посты в Гульче, еще через 50 км, перед
Сары-Ташем, после Сары-Таша
и на границе с Таджикистаном. Подробнее см.
Таджикистан .
По северу страны проходит трасса М39
Ташкент-Бишкек-Алма-Ата .
Это нормальная асфальтовая дорога с
большим кол-вом машин, без сложностей.
Бишкек имеет объездную. Таможни не злобные.
До Алма-Аты 259 км (5-6
часов езды), до Ташкента 560 км.
Трасса А365
Бишкек-Балыкчы-Нарын-Торугарт ,
зарождаясь
в Бишкеке, приводит нас сначала в Балыкчы (быв.Рыбачье
(быв.Иссык-Куль))
на берег известного озера. Сии 175 км -
хорошая, широкая асфальтовая
дорога без особых перевалов и сложностей.
Машин немало. Еще 58 км
до Кочкорки вы также проедете по асфальту
без особенных проблем. В
нескольких км после Кочкорки дорога
разветвляется на две: А365 уходит
на юг, через пер.Долон (3030 м) на Нарын и до
китайской границы в
Торугарте, где имеется переход; на запад
уходит глуховатая трасса
А367.
А367 Кочкорка-Чаек-М41 -
одна из самых замечательных
дорог Киргизии. Устойчивое движение только
на участке Кочкорка-Чаек;
вы его проедете на 80% останавливающихся и 40%
деньгопросящих перегруженных
легковушках. По всей трассе расставлены
деревушки, порождающие редкие
локальные машины, и ехать стоит на всем.
Есть и автобус, раз в день
поутру идущий из Балыкчы в Мин-Куш (на
отворотке, южнее Чаека). От
поворотки на Мин-Куш до самой М41 ходят
примерно раз в час забитые
легковушки, чиркая брюхом о перевалы.
Трасса идет на высоте 2500-3500
м, виды обалденные.
Вокруг Иссык-Куля проходит
асфальтовая трасса А363
Балыкчы-Чолпон-Ата-Пржевальск-Балыкчы
,
проходимая за день. Красивые виды
Иссык-Куля, дешевые фрукты и местные
деньгопросы добавляют колорита этой
местности.
В начале августа 1999 года мы
проехали в Душанбе по обалденной трассе
А372
Сары-Таш-Дорот-Коргон-Карамык-Душанбе (146
км по киргизской территории). Зарождаясь в
Сары-Таше на высоте 3500
м над уровнем моря, разбитая гравийная
дорога сия идет все время вниз,
по долине реки Кызыл-Суу; с падением высоты
падает и поток машин.
Райцентр Дорот-Коргон связан с Ошом
автобусом. Автобус выходит из
Оша 7.00, прибывает в Дорот-Коргон около 19.00,
после чего оттуда
выходит автобус на Карамык. Утром тот
автобус идет обратно, из Карамыка
в Дорот-Коргон. Помимо автобуса, вы увидите
на трассе перегруженные
локальные легковушки с интервалом до 1 часа
и более, и редкий транзит
на Таджикистан. Границу в Карамыке
ежедневно проезжает 10-20 ослов
и лошадей и их всадники, а также 1-2 лековушки
в каждом направлении.
Грузовики, могущие взять в кузов, минуют
Карамык раз в несколько дней.
В середине августа
1999 года на юге Киргизии, в горах, начались
широкомасштабные
боевые действия. Это затронуло район на
юго-запад от Оша. Поэтому
трасса А372 была непроходима какое-то время.
Потом ситуация нормализовалась,
но проблемы могут вернуться в любой момент.
Проверяйте, расспрашивайте,
узнавайте. Кто владеет информацией - тот
владеет миром.
Едущим в Китай по дороге <А371
Сары-Таш-Иркештам> можно
посочувствовать,
т.к. граница открыта только 10 дней в месяц (сейчас
это, по-моему,
с 20 по 30 число каждого месяца, но могу и
наврать). Тогда сюда и
ездят за китайским товаром. Поток машин в
другие дни - может быть
1 легковушка в день. Китайцы могут
потребовать с вас $500 показных
денег.
Трасса республиканского
значения <Кызыл-Ой-Толук-Токтогул>
представляет интерес более для пешеходов,
чем для автостопщиков.
Дорога <на озеро Сонг-Кёль>
отходит от А367. Это грунтовка. В
сухую погоду можно найти несколько машин в
день, идущих туда.
Автостоп.
В Киргизии очень даже неплохой
автостоп. Останавливаются многие, а
на глухих дорогах - практически все. Если в
легковушке едет 4
или 5 или 6 человек - не смущайтесь, стопьте и
ее. Семь, восемь
человек в одной лековушке или в кабине
одного грузовика - на глухих
дорогах явление вполне уместное. В
отдаленных местах применяется и
езда в кузовах.
Киргизские водители -
деньгопросы, но не от вредности, а по
привычке.
Поэтому сразу предупреждайте их, например:
"Здравствуйте! Подвезите,
пожалуйста, по трассе. Заплатить нечем".
Часть машин (на оживленных
трассах - значительная) после этого
огорчается и уезжает. В далеких
же местах вам не откажут в проезде - не
только автомобили, но
и автобусы. Автобусный стоп в Киргизии
может быть затруднен только
отсутствием автобусов кое-где.
Там, где нет машин, вам могут
встретиться и другие транспортные средства.
Так, в районе Карамыка наши рюкзаки 12 км
ехали на попутной лошади
(а мы шлши рядом пешком). А Андрей Степанов
подвозился на лошади целиком.
Киргизские автомобили имеют свои
номера с красной полоской слева,
на которой изображен киргизский герб.
Первая латинская буква номера
обозначает область: B - Бишкек, N - Нарынская
обл., C -
Чуйская, I - Иссык-Кульская, O - Ошская, D -
Джалал-Абадская.
Попадаются до сих пор и старые, советские
номера. Лошади и ослы не
имеют номеров.
Деньги. Цены.
Киргизская валюта - сом. Весьма
стабильна. На 1 августа 2001 г.
* $1 = 45 сом, 1 сом = 60 коп.
1 сом делится на 100 тийин.
Существуют бумажки в 10 и 50 тийин, а
также в 1, 5, 10 и более сом.
Самый дешевый город Киргизии, да
и всей Средней Азии - Ош. Приезжий
просто бывает поражен местной дешевизной.
Мороженое в стаканчике 1,50 сом (среднее)
или 2,00 (большое); стакан
кваса, газировки или морса 0,50; маленькая
палочка шашлыка 2,50; ночлег
на турбазе 20,00; лепешка хлеба 1,50-2,00; помидоры
1,00-2,00 за килограмм;
морковка столько же; картошка 2,00-3,00; арбуз
или дыня стоят так
мало, что вам их всегда подарят за так.
Звонок в Россию обойдется в 10 сом/минута;
короткая тегеграмма столько
же; письмо домой - 3,60; киргизская шапка "колпак"
стоит
на базаре 25 сом, а тюбетейки - 15 или 10 или
даже 5 сом, в зависимости
от материала. Починить ботинки здесь тоже
можно втрое дешевле и лучше,
чем в России. Единственно дорогая вещь -
сахар, его везут сюда
из России, цена 18 сом/кг.
Обменные пункты представлены во
всех больших городах. Рубли, $ и DM
принимаются в любом обменнике, предпочитют
крупные купюры (не менее
50 рос.руб.) Нетрудно найти также обменники,
принимающие казахские
тенге или узбекские сумы (относительно оных:
покупать сумы здесь очень
выгодно, но на границе с Узбекистаном
скройте их, т.к. это запрещено).
Выгодно можно купить, но только в г.Ош,
таджикские рублы ("фантики").
Черный рынок не развит из-за обилия
обменников.
Представители власти.
Киргизские милиционеры учтивы
и перед тем, как потребовать документы,
спешат поздороваться за руку с вами.
Обыск - безболезненная
процедура, которой вам придется
подвергнуться,
вероятно, если вы будете околачиваться на
автовокзале или в других
общественных местах.
Регистрироваться вроде
бы нужно, но всегда можно сказаться только
что приехавшим, а до 3-х дней в одном городе
регистрация не нужна.
На местную милицию,
пограничников, таможенников, водителей и
кассиров
государственных автобусов и других лиц
хорошо действуют всяческие
бумаги о том, что вы великая
экспедиция и т.д. Запаситесь такими
бумагами
дома.
Некоторые районы Киргизии (например
Памирская трасса на юг от Оша,
район пика Ленина, трасса на Карамык и т.п.)
являются погранзонами.
Рекомендуется получить специальное
разрешение для посещения их. Разрешение
получается в ОВИРе г.Ош, стоит 200 сом и
оформляется 10 дней (или,
за дополнительную плату, быстрее). При
определенной мудрости можно
проехать и без разрешения, а без мудрости вы
рискуете быть оштрафованым,
например как киевлянин Р. Равве - на 100
российских рублей.
Местное население.
Киргизы добродушны, но редко сами
предлагают ночлег. Небольшая инициатива
с вашей стороны будет полезна для вписки. В
мелких деревнях ночлег
более вероятен; вас еще и накормят.
На базаре в любом крупном городе
с удовольствием угостят арбузом,
дыней или другими фруктами. Можно и купить
их. Не стесняйтесь торговаться,
еслои хотите купить дешевле.
Русских в Киргизии сейчас около
20%. Русский язык знают почти все
жители городов и крупных сел. В маленьких
деревушках сие знание может
и не проявляться.
Национальный головной убор - киргизский
колпак - носят почти
все деревенские жители. Если вы купите
колпак, лучше его не надевать,
чтобы не смущать местных.
Киргизы - мусульмане, но
нормально относятся к христианом и прочим
людям. Во многих городах и селах существуют
мечети, а кое-где, кроме
этого, и православные церкви. Никакой
религиозной вражды в стране
не было замечено.
ВЕДОМСТВЕННЫЕ
Ж/Д БАТКЕНСКОЙ ОБЛ.
ТОВАРНАЯ (04.2000).
Это вторая по значению станция
УЖД после Пролетарска. Находится в городе
СулюктА, на высоте ок. 1500 м над уровнем моря.
Кирпичное главное здание
("вокзал") -- действующее. Путевое
развитие относительно небольшое.
На: Пролетарск (электрифицированная
УЖД, 38 км) пасс. поезда:
7.30--10.50, 16.00--19.00. Грузовое движение сейчас
временно прекращено.
На: Товарная--Макаевка--Восточная (неэлектрифицированный
уч-к, 10 км)
регулярное грузовое движение было, когда
работала шахта в пос.
Восточный -- возили уголь в Пролетарск. Пока
что уголь не добывается.
Тепловозы на участке появляются, возможно,
ок. раза в месяц.
Чтобы заночевать в Сулюкте,
отыщите Зою Мещерякову, дежурную по станции
(начальницу?). Объяснив, что вы
путешественник, приехавший исследовать
УЖД, можно рассчитывать на вписку ***** (есс-но,
в доме, а не на "вокзале"!)
Автор: С.Болашенко.